Астрологический портал издательства Мир Урании: гороскопы, статьи по астрологии, астрологические сервисы и услуги

Астрологический

прогнозы
статьи
сервисы
услуги

портал

В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: СТАТЬИАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучениеНаписать нам письмо
Астрологическая
литература
Лекторий "Урании" приглашает:

1-2 октября на семинар Галины Волжиной «Солнечные и лунные затмения»
Место проведения семинара: конференс-зал гостиницы "Эрмитаж", начало в 11:00
Регистрация: urania@urania.ru или по тел. (495)624-7124
Расписание
лектория
астролог Алексей Агафонов


Алексей Агафонов
Музыка, астрология и солярный миф

Аспекты и музыкальные интервалы сравнивал еще Пифагор. Аспект получаем, разделив окружность Зодиака по определенным правилам. Интервал получаем, укорачивая струну: чем струна короче, тем звук выше. Сама звучащая струна - это основной, нижний звук интервала. Деля струну на части, можно получать звуки различной высоты, находящиеся с начальным звуком в том или ином музыкальном интервале. Например, 1/2 струны дает октаву к начальному звуку. 1/2 Зодиака дает оппозицию. Таким образом, октаву можно символически сравнить с оппозицией: нота встречает своего "двойника" на октаву выше.

В музыке октава называется первой гармоникой основного тона. Однако Дж.Эдди, автор сенсационной для западноевропейских астрологов книги "Гармоники в астрологии", предложил называть астрологические гармоники в соответствии с числом знаменателя. Поэтому оппозиция - аспект второй гармоники, трин (1/3) - третьей и т.д.

Каждый астрологический аспект можно представить как созвучие двух тонов, двух голосов. Гармоничные аспекты соответствуют консонансам (мягко, слитно звучащим интервалам). Негармоничные аспекты - диссонансам (напряженным, жестким интервалам). Чем выше номер гармоники аспекта, тем более диссонирован соответствующий ему интервал. До некоторого предела (как и в музыке) мы ощущаем обострение этой диссонантности, можем эмоционально откликнуться на интервал (воплотить в жизнь идею аспекта или хотя бы отреагировать на него). Затем (при высоких гармониках) ни узнать интервал, ни как-либо отреагировать на него мы уже не можем*.

* Аналогия между интервалами и аспектами традиционна. Аналогия между минорными аспектами и диссонирующими интервалами и мысль о том, что развитие человеческой восприимчивости отражено в параллельном освоении аспектов и интервалов все более высоких гармоник, принадлежат В.В.Г.

Человеческий слух осваивал интервалы постепенно. Первым освоенным интервалом была прима, когда два голоса звучат в унисон. Она символически соответствует соединению. Затем были освоены квинта (трин) и октава (оппозиция), кварта (квадратура) и существенно позже - большая терция, основа мажорного трезвучия (секстиль). Терция довольно долго считалась диссонирующим созвучием! Консонансы рассматривались как светлое начало, часть мировой гармонии, а диссонансы - как напряжение, требующее разрешения. А остро, напряженно звучащий интервал тритон вообще заслужил название "дьявольского интервала".

Вероятно, примерно в том же порядке осознавались и аспекты. Напомню, что любой интервал, как и любой аспект, может быть выражен дробным числом. Осознание интервалов и аспектов означало увеличение допустимого значения знаменателя этой дроби.

Любой диссонанс требовал действия. Он мог привести либо к более сильному диссонансу, либо к разрешению - переходу в консонанс. В музыке чередовались моменты напряжения и расслабления. Постепенно музыка обретала форму. Музыкальное произведение отражало представление о развитии мира, о большом цикле, имеющем начало, кульминацию и развязку. Начальное равновесие постепенно омрачалось диссонансами, напряжение шло к кульминации и затем достигало разрешения в предустановленной гармонии.

Вначале музыка была одноголосной. Ее основой была народная песня и танец, церковный хорал. Мелодия первых песен кружилась на небольшом расстоянии от основного тона, все ее звуки тяготели к нему. Постепенно развивалась система тяготений между несколькими звуками, зафиксированная в ладе. Лад - обобщение множества мелодий определенного характера.

Ладов было немалое количество, существовали лады для грустных и веселых, лирических и боевых песен. В европейской музыке большинство ладов состоит из семи тонов. Проиграв лад снизу вверх и обратно, вы получали определенный эмоциональный заряд. В ХХ веке им на смену пришли 12-тоновые лады, не имевшие опоры в бытовой музыке и массовой музыкальной культуре. Профессиональная музыка "оторвалась от народа".

Важно понять, что лад - не просто обобщенная мелодия, но система тяготений со своей иерархией.

Все звуки лада тяготеют к его основному тону - тонике. Тоника организует лад, как Солнце - солнечную систему. По-видимому, не случайно европейские лады были именно семизвучными (семь планет).

Вторым важнейшим тоном лада постепенно стала доминанта (отстоит от тоники на квинту вверх: в до-мажоре тоника - звук до, а доминанта - звук соль). Доминанта вбирает в себя все тяготение лада к его центру, ее стремление к тонике - наиболее выраженное. Доминанту можно сравнить с Луной.

Тоника окружена с двух сторон так называемыми вводными тонами (ноты си и ре). Они стремятся влиться в тонику, тяготеют к ней. Это Меркурий (нижний вводный) и Венера (верхний вводный тон).

Сама же тоника является доминантой для ноты фа, расположенной от нее на квинту вниз (и на кварту вверх) и стремится к ней. Поскольку нота фа расположена на одну ступень лада ниже, чем соль (доминанта лада), она называется субдоминантой. Переход тоники в субдоминанту требует определенного усилия, преодоления инерции, это скачок вверх на кварту, с которого начинаются многие гимны (например, Гимн России, Интернационал, Марсельеза). Скачок тоники в субдоминанту -- марсианское действие. Поэтому субдоминанту (фа, цель тоники) можно сравнить с Марсом.

Юпитер в этой модели соответствует интервалу сексты (до-ля), в которой действительно есть стремление к широкому охвату, а Сатурн - терции (до-ми) и, вероятно, октаве, поскольку именно терция определяет внутреннюю структуру лада (будет ли это мажор или минор), а октава - ограничивает лад извне.

До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - До
Su   Ve   Sa   Ma   Mo   Ju   Me   Su

Трезвучие, определяющий аккорд лада, основа его индивидуальной неповторимости, состоит из нот до-ми-соль, или Солнце-Сатурн-Луна. Сатурн "держит" трезвучие, определяет его своеобразие. Чтобы понять, какая это тональность (то есть узнать ее тонику) и мажор это или минор (то есть узнать ее терцию), достаточно двух нот: до-ми в мажоре или до-ми-бемоль в миноре. Трезвучие - простейшая внутриладовая система. Такова же простейшая система в астрологии*.

* Трехпланетной астрологии посвятил книгу Д.Радьяр. С простейшей системой из трех элементов трехпланетную астрологию связал В.В.Г. Он же кратко, но емко сформулировал основные принципы и наметил направления развития трехпланетной астрологии (см. В.В.Г. "Фрагменты астрологии", М.: "Мир Урании", 2004. - с. 410). Н.Тиль называет "аккордом" гороскопа Солнце, Луну и Асцендент.

До - Ми - Соль
Su   Sa   Mo

После того, как мелодия достигла субдоминанты (фа), она естественно "переливается через край" в доминанту (соль), которая тяготеет снова к тонике. Таким образом, у нас получается некий событийный и эмоциональный ряд, зашифрованный в самой ходовой, основополагающей формуле европейской музыки - тоника-субдоминанта-доминанта-тоника или (в до-мажоре) до-фа-соль-до, или Солнце-Марс-Луна-Солнце: индивидуальность - действие - напряжение/тяготение - разрешение. Мужчина становится воином (или действует, работает), встречает женщину и порождает нового мужчину. Вот какой архетип лежит в основе европейской музыки: отец/действие, мать и сын.

До - Фа - Соль - До
Su   Ma   Mo   Su

Оказывается, даже самая сложная и разработанная форма европейской музыки - сонатная - имеет в основе этот барельефный солярный архетип "Я - моя воля - мое стремление к продолжению себя (мое самоотрицание, моя внутренняя сторона, анима, душа, моя основная потребность) - новый Я". В предельном напряжении старое Я преобразуется и порождает свое диалектическое отрицание. В этом архетипе закодировано стремление к вечному существованию индивидуальности - а поскольку это невозможно, то к выпуклому, скульптурному результату жизни как целого. Изваять судьбу как "памятник нерукотворный" - античная идея. Вспомним Ахилла. Мать раскрывает ему два варианта судьбы: либо он проживет долгую жизнь, либо погибнет под стенами Трои, но обретет бессмертную славу. Ахилл выбирает второй путь.

А еще глубже в основе этого архетипа "импульс-кульминация-разрядка" - отражение жизни биологического существа вообще и ее основа, акт оргазма, направленный на продолжение рода через смерть индивида.

См.также:
Об авторе
Прогноз на месяц
Прогноз на 2016 г.
Прогноз на 2015 г.
Прогноз на 2014 г.
Прогноз на 2013 г.
Заочный курс
Консультация
Книги А.Агафонова

Подписаться на
"Новости Урании"





© ООО "Мир Урании" - астрологическое издательство, 2007 - 2016 г.
Свободная перепечатка астрологических прогнозов и статей запрещена!
Реклама на портале, вебмастер: webmaster@urania.ru


ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ:
Books on Tricks ;