|
|
В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: ФРАГМЕНТЫАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучение |
ал-Бируни. Книга наставленийКупить книгуСодержаниеПредисл.: И.Вичайте Р.Броль§§: 489-492-494-499-506-509 |
Астрологическая литература |
Расписание лектория |
Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни
|
назад | §§ 494-498 | читать дальше |
Достоинства имеют определённый порядок по старшинству. Наиболее важным является владение знаком, затем экзальтация, затем терм, затем триплицитет, и последний - лик. Таким образом, за ними закреплена определённая градация чисел, а именно: 5 - за обитель, 4 - за экзальтацию, 3 - за терм, 2 - за триплицитет и 1 - за лик. Следовательно, достоинства различных планет могут быть суммированы и сравнены друг с другом, чтобы определить, какая [планета] превосходит другие. Говорят, что авторитетный источник по этому предмету закрепляет 30 за владычество над Асцендентом, 20 - за экзальтацию, 10 - за владение ликом, 5 - за владение термом, 3Ѕ - за триплицитет, 4Ѕ - за владение часом и, наконец, Солнцу или Луне, тому из них, кто является владыкой времени1, - столько же, сколько за владычество над Асцендентом. Числа затем складываются и сравниваются. Такова практика астрологов Вавилона и Персии, которые рассматривают владение ликом как очень важное. Но среди астрологов сегодняшнего дня триплицитет считается имеющим более высокое значение, чем терм2 и лик, и действительно, последний часто [даже] не принимается в расчёт. Кроме того, в определённых обстоятельствах в этом порядке могут производиться изменения, например, владыка экзальтации может рассматриваться как имеющий превосходство над владыкой знака в вопросах об империях и о правлении на высоких должностях3. Необходимо знать, что эти достоинства усиливаются наличием аспекта или другими условиями, замещающими аспект; ибо если суммы чисел двух планет равны и одна из этих планет в аспекте, а другая - несоединённая, предпочтение отдаётся первой из них, даже если благоприятность её положения и количество её показаний меньше, чем у второй.
1 Владыкой времени является Солнце, если оно находится над горизонтом, и Луна - если Солнце под горизонтом.
2 Ср. у ал-Кабиси: "Некоторые располагают владыку триплицитета перед владыкой терма, и это связано с тем, что владыка триплицитета более могущественен во вскармливании, а владыка терма более могущественен в движении [во времени]" (ал-Кабиси, Введение в астрологию, 1, 19). Иначе говоря, владыки триплицитетов играют ключевую роль при рассмотрении во-проса о том, выживет ли новорожденный (см. Приложение 1), а владыки термов - при прогнозировании по дирекциям (см. § 523).
3 В старом рус. пер. - "в делах султанов, правления и чести".
Слово мубтазз1 означает победоносную планету, и эта победа может быть достигнута двумя путями: 1) абсолютный (эссенциальный, мутлак), зависящий от достоинств, получаемых благодаря положению на орбите, или положению в связи с другими планетами, или относительно горизонта; 2) ограниченный (акцидентальный, мукаййяд), когда эти достоинства имеют отношение к одному из характерных свойств двенадцати домов (см. § 523).
1 Арабское слово аль-мубтазз ("побеждающий, берущий верх") в латинских переводах работ исламских астрологов обычно оставлялось без перевода и передавалось как Al-mubtez, Al-mutaz, Al-mutez, Almutem, Almuten.
Термины "хаййиз"1 и "хальб"2 связаны друг с другом по смыслу, они требуют выполнения общего условия, а именно: когда дневная планета (см. § 386) находится над землёй днём и под ней - ночью, и когда ночная планета находится над землёй ночью и под ней - днём, она называется находящейся в своём хальбе, и [всякая] планета описывается как расположенная или не расположенная в своём хальбе. Когда, вдобавок к хальбу, планета является мужской (см. § 385) и находится в мужском знаке (см. § 348), или является женской и находится в женском знаке, такое состояния называется хаййиз, а о планетах говорят как о расположенных или не расположенных в своём хай-йизе. Кроме того, очевидно, что хаййиз - более узкое понятие, чем хальб, потому что каждый хаййиз является хальбом, но не каждый хальб является хаййизом.
Абу Ма'шар в этом вопросе увеличил число уровней [рассмотрения] мужского и женского. Следует знать, что Марс в этом вопросе хаййиза отличается от всех прочих планет, потому что он одновременно мужской и ночной; он тогда оказывается в своём хаййизе, когда находится над землёй ночью и под землёй днём, располагаясь в мужском знаке.
1 Арабское хаййиз ("естественное место, своя территория") - это перевод греческого термина hairesis, обозначающего предпочитаемое положение для планеты в связи с её ночной или дневной природой.
2 Букв. "отчёркивание". В старом рус. пер. этот термин переведён как "течение".
Ссора (мунакара) - это почти противоположность хаййизу, она случается, когда дневная планета располагается в обители ночной планеты, а та, в свою очередь, в обители [любой] дневной; или когда ночная планета располагается в обители дневной планеты, а та - в обители [любой] ночной планеты1.
1 Имеется в виду, что дневная и ночная планеты не обязательно должны находиться в знаках друг друга, достаточно, чтобы одна из них была в знаке второй, а та может быть в знаке любой планеты противоположной группы. Например, Солнце в Раке, а Луна в Стрельце, или Венера в Рыбах, а Юпитер в Овне.
Планеты называются радующимися, могущественными, счастливыми и в хорошем расположении духа, когда они находятся в подходящих им частях знаков (см. §§ 449-453), в своём хальбе или хаййизе, в дружественных им сторонах света, то есть на севере, на юге, на востоке или на западе (§ 389), и также когда они удаляются от Солнца, избавляясь от страданий, как это бывает с высшими планетами, когда они восточные, и с низшими планетами, когда они западные в своём директном движении. Они также оказываются в местах свой радости в тех предпочитаемых ими домах, которые мы перечисляли (см. § 469) - эта радость планет наиболее известна - и, наконец, они радостны в определённых квадрантах относительно горизонта, высшие планеты - в прибывающих квадрантах, низшие - в убывающих квадрантах1.
1 Прибывающими называются квадранты домов от ASC до MC (12-й, 11-й и 10-й дома гороскопа) и от DSC до IC (6-й, 5-й и 4-й дома), потому что в первом из этих квадрантов прибывает день, а во втором - прибывает ночь. Соответственно, убывающими являются квадранты MC-DSC и IC-ASC, в которых день и ночь убывают.
назад | §§ 494-498 | читать дальше |
Подписаться на
"Новости Урании"