|
|
В началоГороскопыБИБЛИОТЕКА :: ФРАГМЕНТЫАвторыастрологическиеАнонсыСервисыКонсультации и обучение |
ал-Бируни. Книга наставленийКупить книгуСодержаниеПредисл.: И.Вичайте Р.Броль§§: 489-492-494-499-506-509 |
Астрологическая литература |
Расписание лектория |
Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни
|
назад | ПРЕДИСЛОВИЕ, стр.4 Ирина Вичайте |
читать дальше |
Ал-Бируни столкнулся с пересечением культур ещё в Хорезме — городе, который известен своей астрономической доисламской обсерваторией Кой-Крылган-кала, которая возобновила свою деятельность благодаря усилиям учителя ал-Бируни, прославленного астрономома и астролога Абу Насра Мансура ибн 'Ирака (ум. 1036). Ибн 'Ирак был автором посвящённого хорезмшаху «Шахского Альмагеста» ( ал-Маджисти аш-шахи ) — обработки «Альмагеста» Птолемея, а также многочисленных сочинений по астрономии и математике. Нам неизвестны астрологические труды учителя ал-Бируни, но известно, что уже в своей ранней работе «Хронология древних народов» (1000 г.) ал-Бируни весьма критически рассматривает суждения одного из выдающихся астрологов исламского мира — Абу Ма‘шара, пересказанные Абу-Саидом:
«Про этого самого Абу-Машара-аль-Бальхи Абу-Саид Шазан рассказывает в своей «Книге бесед о тайнах», что к нему [однажды] принесли гороскоп сына царя Серен. А восходящим созвездием был знак Близнецов, причем Сатурн находился в знаке Рака, а Солнце — в знаке Козерога. Абу-Машар рассудил, что младенец проживёт средний круг Сатурна.
— И я сказал ему [рассказывает Шазан]: «Слава Аллаху! Его домохозяин 1 движется назад, он [находится] в разгаре попятного движения, в падающем колышке и даёт [новорождённому] лишь малый круг жизни. А нужно ещё убавить пятьдесят лет на попятное движение».
— Эти люди, — ответил мне Абу-Машар, — обитают в климате, где, как издревле [известно], живут долго. Там человек часто доживает до дряхлости, хотя властителем [этого климата] является Сатурн. До меня дошло, что когда кто-нибудь из них умирает, не прожив до среднего цикла Сатурна, все удивляются, как скоро он умер. Когда Сатурн становится домохозяином в принадлежащем ему климате, то он не намного уменьшает свой большой и средний цикл, если только его дом не [окажется] падающим. Я сказал: «Так он же [как раз] падающий», — и Абу-Машар ответил: Он выпадет из фигуры аспекта, а не из фигуры управления».
...Тайны второго многочисленны. Он также находится в подземном колодце, и при таких обстоятельствах есть достаточные причины для удивления.
Итак, [Абу-Машар] в этом месте признал, что в одном климате [люди] живут дольше, чем в ином».
Из этого маленького отрывка, оказавшегося в трактате, далёком от проблем астрологии, мы видим не только склонность 27-летнего ал-Бируни отмечать логические противоречия в суждениях собеседников. Мы можем обнаружить, что ал-Бируни уже знаком с особенностями астрологических техник и обращает внимание читателя на фактор, не отмеченный в разговоре: «Он также находится в подземном колодце». (Рак — знак изгнания, «подземного колодца» Сатурна). Ал-Бируни явно принимает сторону Абу-Саида и явно удивляется логике Абу Ма‘шара, которая лежит в основе всей древней (греко-арабской) астрологии и на которую, вслед за традицией, представленной Птолемеем (см. «Тетрабиблос», Книга II, Введение), опирается Абу Ма‘шар: на принцип подобия эссенциальных качеств того, что на небе, тому, что на земле. Эссенциальные качества некой территории оказываются подобными «эталонным» эссенциальным качествам Сатурна («сушащий» и «охлаждающий» темпераменты проживающих на этой территории людей климат). Поскольку основные эссенциальные качества территории практически не меняются, то рождённый на этой территории человек наследует эти качества в полной мере — так, как если бы эти качества были дарованы рождённому Сатурном в Козероге. Положение Сатурна в этой натальной карте не завидно, что и отмечают Абу-Саид и ал-Бируни, но даже такое плачевное положение Сатурна может быть исправлено таким показателем «общего порядка», каковым является «управление» Сатурном территорией, где родился младенец.
Из диалога очевидно — по мнению Абу Саида Шазана, а вслед за ним и ал-Бируни, Абу Ма‘шар пренебрегает правилами астрологии и опирается на житейское наблюдение различий продолжительности жизни у разных народов. Однако, астрологическая логика, с которой, очевидно, ал-Бируни ещё был знаком мало, говорит об обратном: Абу Ма‘шар демонстрирует в этом суждении исключительно астрологический вывод, в котором учтены базовые принципы эллинистической астрологии.
К сожалению, приведённый отрывок — одно из немногочисленных свидетельств спора двух астрологов того времени между собой, мимо которого не смог пройти ал-Бируни. Только через три десятилетия им будет написана предлагаемая читателю «Книга наставлений по основам искусства астрологии» ( «Китаб ат-тафхим ли-ава'ил сина‘ат ат-танджим» ) — уникальное историческое свидетельство родства и преемственности эллинистической, индийской и арабской астрологии. Ни в одном другом трактате древних учёных мы не найдём разъяснения основ астрологии в режиме постоянного сопоставления подходов арабских и индийских или персидских астрологов. Именно этот труд ал-Бируни позволяет историкам астрологии убедиться: основы описываемой ал-Бируни индийской и арабской астрологии едины и уходят своими корнями в астрологию эллинизма.
Ирина Вичайте,
руководитель проектов
Международного добровольного
объединения астрологов АRGO
www.argo-school.com
назад | ПРЕДИСЛОВИЕ, стр.4 Ирина Вичайте |
читать дальше |
Подписаться на
"Новости Урании"